Дополнительная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Спорт для всех»
для групп молодёжи от 16 лет.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ
ДЕТСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1
Утверждена на Педагогическом совете
МОУ ДО «СДЮСШОР №1»
Директор: Веснина О.А.
29.09.2015 г.
Цель программы: возродить массовые занятия физкультурой и спортом среди широких слоев населения и укрепить здоровье нации.
Задачи программы:
Актуальность. Физическая культура и спорт являются составной частью воспитательного процесса подрастающего поколения и одним из основных условий организации здорового образа жизни всех возрастных категорий населения города. Ее основное назначение - укрепление здоровья, повышение физических и функциональных возможностей организма человека, обеспечение здорового отдыха, повышение трудового потенциала. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое с детского возраста, обеспечивает долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие юноши не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное снижение физических и функциональных возможностей, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, третьи не умеют отдыхать.
Для юношей призывного возраста систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здоровых людей, если они не тренированы, ведут сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.
В подростковом возрасте отмечается низкий уровень развития выносливости, силы и скоростно-силовых качеств (В.П.Филин, И.В.Азарова, Л.С.Дворкин, А.Г.Хрипкова). Это обусловлено, как отмечает А.Г.Хрипкова, низким научным и методическим обеспечением уровня физической подготовки учащейся молодежи в различных типах заведениях, особенно касательно применения силовых упражнений. В то же время известны исследования, в которых говорится о том, что подростковый возраст является благоприятным для эффективного совершенствования этих качеств. Умеренные дозированные нагрузки не оказывают отрицательного влияния ни на процесс совершенствования функциональных систем и прежде всего сердечно-сосудистой, ни и на физическое развитие подростков.
Актуальность нашей работы заключается в применении специальных оздоровительных методик физической подготовки с применением различного дозирования физических нагрузок, позволяющих направленно воздействовать на процесс физического совершенствования и спортивной подготовки юношей.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная "доза" двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат.
Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж.
Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0-3,0 МДж (500- 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 2000-3000 ккал в неделю).
По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма.
Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. "Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем", - писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу ("мышечный насос"), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно "энергетическому правилу скелетных мышц" И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.
Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.
Видами физических упражнений для включения в программу являются: отдельные виды легкой атлетики, спортивные игры, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности. Подбор упражнений на практических занятиях предусматривает совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 часа; всего 4 часа в неделю; 136 часов в год.
Форма проведения занятий – групповая.
В группы принимаются юноши в возрасте от 16 до 18 лет на добровольной основе. Для занятий необходим допуск врача. Для успешной реализации программы педагогом осуществляется мониторинг образовательных результатов обучающихся.
Педагогом при поступлении в группу составляется список учащихся куда заносятся общие сведения (паспортные данные, домашний адрес и т.п.).
Систематически отслеживаются теоретические знания по основным разделам программы, владение специальной терминологией; практические умения и навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием, инвентарём; учебно-коммуникативные и учебно-организационные умения, навыки; личностное развитие обучающегося: активность, самостоятельность, воля, готовность юноши к службе в армии. Для определения эффективности образовательного процесса педагогом используются следующие способы отслеживания результатов:
В ходе реализации программы обучающиеся приобретут теоретические знания по разделам «Рукопашный бой», «Уставы Вооружённых Сил» и т.д., получат практические умения и навыки по физической подготовке, овладеют приёмами самозащиты. Все эти знания, умения и навыки помогут обучающимся в период адаптации в армии. Воспитанники объединения окрепнут физически, станут активными, самостоятельными, научатся проявлять волевые качества в различных экстремальных ситуациях, жить в коллективе и для коллектива.
Учебно-тематический план
|
Содержание работы |
Количество часов |
||
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
1. |
Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Уставы Вооружённых Сил. Анатомические и физиологические особенности ударной техники. Правовые основы применения рукопашного боя. |
3
3 3
2
2 |
2
2 2
1
1 |
1
1 1
1
1 |
2. |
Раздел «Рукопашный бой»: Разминочные и подготовительные упражнения. Основные стойки и передвижения в рукопашном бою. Техника ударов руками и ногами. Отработка ударной техники по воздуху, по предметам. Техника защиты, освобождение от захватов. Броски. Комплекс рукопашного боя без оружия. Комплексная отработка техники учебного боя. |
19
13
11 9
11
11
|
1
1
1 1
1
1
|
18
12
10 8
10
10 |
3. |
Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях О.Ф.П. Гимнастические упражнения на перекладине, брусьях, лазание по канату, прыжки через спортивные снаряды. |
13
12
|
2
2
|
11
10
|
4. |
Силовые упражнения без снарядов, со снарядами, на перекладине. |
12 |
2 |
10 |
5. |
Самостраховка, элементы специальной акробатики (падения, кувырки, перекаты). |
12 |
2 |
10 |
Итого: |
136 |
22 |
114 |