Версия для слабовидящих

 

 

МУ "СШОP № 1"

185030, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Повенецкая-1 (юридический), ул. Ключевая,14 (фактический)

Телефон

+7 (8142) 57-91-08

Факс +7 (814-2) 56-37-18

Эл. почта dusshor@yandex.ru

31 января 2018 г.
На площади Кирова 3 февраля состоится концерт-митинг в поддержку российских олимпийцев. Мероприятие пройдет под девизом «Россия, вперед!» и призвано привлечь внимание к ситуации, которая сегодня складывается вокруг российских спортсменов. Митинг проводится с целью обратить внимание всех россиян на то, что мы гордимся олимпийцами страны, их яркими победами. Для жителей города с 12 до 15 часов будут организованы развлекательные шуточные конкурсы, для семейных команд – веселый метлохоккей, керлинг, лыжные эстафеты, а также футболо-биатлон. Можно будет поучаствовать в олимпийской викторине. Победители получат призы. Почетными гостями мероприятия станут известные карельские спортсмены. Перед зрителями выступят спортивные и концертные коллективы. И можно будет сделать зарядку с чемпионом. Каждый участник митинга получит книгу «Олимпийская слава Карелии». Начало митинга-концерта в 12 часов. Ждём всех наших друзей на площади Кирова 3 февраля в 12.00 часов.

Программа физкультурно-оздоровительной направленности

Программа «Здоровье детям»

Программа «Здоровье-детям» разработана на основе программ спортивной подготовки, реализуемых в МУ «СШОР №1» и адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста.

Здоровье – это многостороннее понятие. Различают физическое, психическое, социальное здоровье человека. Физическое здоровье дошкольников рассматривается по двум его составляющим - физическое развитие и физическая подготовленность. Программа содержит обоснование занятий по повышению уровня физической подготовленности детей в возрасте от 4 до 6 лет (включительно), что на сегодняшний день актуально. Федеральные стандарты по спортивной подготовке в спортивных школах предусматривают в большинстве видов спорта возраст начала занятий с детьми от 6 и более лет. Занятия физической культурой и спортом с детьми от 4 лет позволят укрепить физическую подготовленность ребёнка и повысить её уровень, а также сформировать группу детей по способностям к определенным спортивным специализациям, выявить задатки и способности детей в области физической культуры и спорта, постепенно подготовить организм ребёнка к обучению по программам спортивной подготовки.

Программа «Здоровье-детям» разработана для занимающихся 4,5,6 лет (мальчики и девочки). Программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для детей, как имеющих так и не имеющих специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к занятиям физической культурой и спортом, имеющих медицинский допуск.

Программа физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровье-детям»

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа

«Спортивная школа Олимпийского резерва № 1» (МУ «СШОР № 1»)

Программа физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровье-детям»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста 

(группы общей физической подготовки – ОФП)

Срок реализации – 1 год

 

Составитель: Пименова Н.Н.

Инструктор-методист МУ  «СШОР № 1»

Рецензент: директор МУ  «СШОР № 1»

Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ и РК

Веснина О.А.

 

г. Петрозаводск 2017 г.

Содержание

 

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Сроки реализации программы
  4. Содержание программы
  5. Тематический план
  6. Содержание курса
  7. Список литературы
  1. Пояснительная записка

Программа «Здоровье-детям» разработана на основе программ спортивной подготовки, реализуемых в МУ «СШОР № 1» и адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста.

Здоровье – это многостороннее понятие. Различают физическое, психическое, социальное здоровье человека. Физическое здоровье дошкольников рассматривается по двум его составляющим - физическое развитие и физическая подготовленность. Программа содержит обоснование занятий по повышению уровня физической подготовленности детей в возрасте от 4 до 6 лет (включительно), что на сегодняшний день актуально. Федеральные стандарты по спортивной подготовке в спортивных школах предусматривают в большинстве видов спорта возраст начала занятий с детьми от 6 и более лет. Занятия физической культурой и спортом с детьми от 4 лет позволят укрепить физическую подготовленность ребёнка и повысить её уровень, а также сформировать группу детей по способностям к определенным спортивным специализациям, выявить задатки и способности детей в области физической культуры и спорта, постепенно подготовить организм ребёнка к обучению по программам спортивной подготовки.

Программа «Здоровье-детям» разработана для занимающихся 4,5,6 лет (мальчики и девочки). Программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для детей, как имеющих так и не имеющих специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к занятиям физической культурой и спортом, имеющих медицинский допуск.

Программа предусматривает развитие у детей мышечной силы, гибкости, выносливости, ловкости, чувства равновесия, координации движений, обучение жизненно необходимым двигательным действиям и умению управлять своими движениями. Вместе с этим учитывается и воспитание смелости, настойчивости, находчивости, развития быстроты реакции, воспитание организованности и дисциплины. Строгий порядок, точная регламентация деятельности занимающихся, выполнение упражнений согласованно, по команде – всё это прививает каждому занимающемуся полезные качества. Нет ни одного вида спорта, где бы не применялись гимнастические упражнения, - или в качестве средства общей (специальной) физической подготовки, или в виде упражнений, помогающих освоить технику основных движений избранного вида спорта. Техника гимнастических упражнений, предусматривающая лёгкость и выразительность движений, элегантность действий исполнителя, делают гимнастику эффектным средством эстетического воспитания. Кроме того, в программе предусматривается развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка с помощью составления различных гимнастических комбинаций.

Непосредственно физкультурно-спортивная деятельность по программе способствует укреплению здоровья детей, развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

 Игровая форма занятий облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон компонентов непосредственно образовательной деятельности, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Направленность программы

Основной целью в системе физической культуры и спорта является физическое совершенствование занимающихся различного уровня подготовленности и создание условий для гармоничного развития форм и функций организма.

Программа «Здоровье-детям» является: по направленности – физкультурно-оздоровительной, по способу подачи содержания и организации тренировочного процесса – комплексной.

Новизна, актуальность, целесообразность программы:

Новизна данной программы заключается в том, что она впервые разработана для детей - дошкольников в соответствии с требованиями программ для спортивных школ. Программа основана на постепенном увеличении физической нагрузки на организм ребёнка и последовательном прохождении всех стадий обучения с освоением всего огромного арсенала техники гимнастики в игровых формах.
     Актуальность.  Анализ показателей здоровья и физического развития детей дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, продолжающих усугубляться в настоящее время. По последним данным Е.Н. Вавиловой и Н.А. Ноткиной (НИИ дошкольного воспитания АПН) от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень физического развития и физической подготовленности. Актуальность программы заключается в том, что объём социального заказа на обучение детей гимнастике резко увеличился и продолжает увеличиваться. Здоровье детей является наиважнейшей задачей государства. Простота, доступность и при этом высокая эффективность упражнений делают гимнастику основным средством физического воспитания детей. Многообразие гимнастических упражнений позволяет наиболее успешно решать задачи начального физического воспитания, когда закладывается основа для развития двигательных способностей и всех систем организма детей.

Целесообразность программы заключается в воспитании чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и нравственного воспитания. Целесообразность данной программы обусловлена также необходимостью оптимизации двигательного режима дошкольника как одного из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний, поиска дополнительных форм работы с детьми по приобщению их к здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты программы:

  • Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.
  • Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
  • Укрепление здоровья ребёнка, способствование его физическому развитию.
  • Умение правильно выполнять базовые гимнастические элементы, умение владеть своим телом.
  1. Цель и задачи программы.

Основной целью программы является: создание условий для повышения физической подготовленности ребёнка, содействие осознанному отношению детей к своему здоровью, желанию заниматься физкультурой и спортом.

Задачи программы:

– формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;

– овладение подготовительными, подводящими и простейшими базовыми элементами гимнастики;

–  формирование социальной активности: общение в группе, навыки дисциплинированности, аккуратности и старательности;

– привитие интереса и потребности к регулярным занятиям спортом, к здоровому образу жизни;

– разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств;

– развитие умения чувствовать и дифференцировать различные параметры движений, реакций на движущийся предмет;

– воспитание самостоятельности, настойчивости, выдержки, самообладания;

– воспитание уважительного отношения к товарищам по спортивной группе;

– укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма детей;

– повышение физической и умственной работоспособности;

– повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям жизнедеятельности, снижению заболеваемости.

Отличительной особенностью данной программы является то, что программная работа с детьми строится в соответствии с возрастными и половыми особенностями развития организма, психики, личности ребёнка, а также в связи с закономерностями динамики спортивного совершенствования занимающихся. Главной особенностью данной программы является привитие детям понятия о здоровом образе жизни, необходимость которого разъясняется во время бесед о теории и методике спортивной тренировки. Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия ребёнка в игровых формах занятий.

Материально-техническое обеспечение программы.

  • Требование к форме обучающегося: спортивная форма и обувь.
  • Спортивный инвентарь: индивидуальные мягкие коврики, маты, мячи (малые, фитболы), кегли, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, гимнастические снаряды (бревно, брусья, канат, беговая дорожка), батут.
  • Технические средства обучения (телевизор, видео-проектор).
  • Спортивные залы (322,8  кв.м. (с зеркалами), 683,4 кв.м.), стены ровные, без выступов, достаточное освещение, вентиляция, достаточное количество спортивного оборудования, ковровое покрытие 100 кв.м.
  1. Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 1 года, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Формы и режим занятий: Занятия проводится с одновозрастными группами детей 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия:  45 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: девочки и мальчики 4,5,6 лет. Группы детей набираются без предварительных требований к их физической и технической подготовке.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • открытые занятия (ежегодно в январе и мае);
  • участие в соревнованиях внутри группы;
  • участие в показательных выступлениях школы;
  • оценка уровня освоения детьми программного материала (Контрольные тесты по ОФП)

• Метод оценки 1 - визуальное наблюдение преподавателя: Ребёнок регулярно посещает занятия, основные двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки) сформированы на устойчивом уровне.

• Метод оценки 2 - проведение контрольных тестов по ОФП: Наблюдается рост физических качеств: силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации. Занимающиеся владеют техникой гимнастических упражнений и техникой самостраховки.

• Метод оценки 3 - уменьшение количества простудных заболеваний, по отзывам родителей: Произошло укрепление иммунной системы занимающегося, повысились показатели физического развития, ребёнок не пропускает занятия, на занятиях ведёт себя активно, свободно и эмоционально.

Контрольные тесты по ОФП:

1. «СКЛАДКА» ноги вместе (сидя)

«Отлично» – полное касание туловища ног.

«Хорошо» – касание головой ног, ноги прямые или слегка согнутые.

«Удовлетворительно» – туловище к ногам под углом 450, ноги согнуты.

2. «ЛЯГУШКА»

«Отлично» – вся стопа касается головы, руки прямые.

«Хорошо» – касание носками головы, руки прямые.

«Удовлетворительно» – 10-12 см. до головы, руки чуть согнуты.

3. ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА.

«Отлично»  – 90 см и более.                                  

«Хорошо» – от 60 до 90 см.                                   

«Удовлетворительно» – менее 60 см.        

4. УПРАЖНЕНИЕ НА СИЛУ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА.

«Отлично» – руки за головой, локти в стороны – 6 раз сесть.

«Хорошо»  – 5 раз без ошибок, локти чуть сводятся.

«Удовлетворительно» – 4 раза без ошибок, локти вперед.

5. ОТЖИМАНИЕ (руки на скамейке).

«Отлично»  – 2 раза туловище прямое, до касания грудью скамейки, со сгибанием рук.

«Хорошо»   – 2 раза с незначительными ошибками.

«Удовлетворительно» – 2 раза, слегка прогнута поясница.

  1. Содержание программы

Программа включает в себя общую физическую подготовку детей, которая подразделяется:

• Общая физическая подготовка, которая направлена на повышение общей работоспособности организма,

• Базовая специальная физическая подготовка, направленная на развитие специальных физических качеств,

• Специально-двигательная подготовка, направленная на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект,

• Функциональная, направленная на постепенное «выведение» занимающихся на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

Общая физическая подготовка включает:

  •  Теоретическую - формирование у обучающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в гимнастике,

• Беспредметную – обучение технике упражнений без предметов,

• Предметную – обучение технике упражнений с предметами,

• Хореографическую – обучение простейшим танцевальным элементам классического, народного и современного танцев,

• Музыкально-двигательную – развитие музыкальности и выразительности движений,

• Композиционную – обучение умению соединения нескольких элементов в одну композицию.

Содержание работы на этапах программы:

1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие функций организма занимающихся.

2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля (школы) выполнения упражнений.

3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.

4. Специально-двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений.

5. Начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов.

6. Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших танцевальных элементов.

7. Начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку.

8. Привитие интереса к регулярным занятиям гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

9. Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.

Этапы обучения детей.

Начальный этап обучения характеризуется  созданием предварительного представления об упражнении (отдельном движении). На этом этапе обучения тренер рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая взрослому.

Название упражнений, вводимое тренером на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует  работу центральной  нервной системы детей. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном  выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми  закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом.

На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт  в исполнении движений по показу тренера и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей умения самостоятельно выполнять выученное упражнение в целом.

Этап закрепления и совершенствования  характеризуется  образованием   двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе  необходимо совершенствовать качество  исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования  упражнения  и творческого самовыражения  считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Подбор упражнений соответствует  возможности и подготовленности детей.

Содержание программы

 

Программа рассчитана на проведение занятий два раза в неделю.

Минимальная наполняемость групп обучения – 15 человек. Максимальная – 25 человек.

Занятие   состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. В занятия включаются: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке, акробатические упражнения, силовые упражнения,  упражнения на гимнастических снарядах, подвижные игры.

Структура типового занятия:

Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.

Основная – обучение новым упражнениям, повторение и закрепление ранее изученных упражнений.

Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление, самомассаж.

  1. Тематический план

 

Содержание работы

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Теория: беседы о строении тела человека, о правилах поведения в спортивном зале, значение правильного выполнения упражнений, о правилах безопасного действия с предметами, о здоровом образе жизни.

4

2

2

2.

Упражнения на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия.

8

2

6

3.

Общая физическая подготовка

14

2

12

4.

Специально-двигательная подготовка

10

4

6

5.

Техническая подготовка

8

2

6

6.

Хореографическая подготовка

8

2

6

7.

Музыкально-двигательная подготовка

8

2

6

8.

Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях, открытые уроки для родителей

8

3

5

Итого:

68

19

49

 

  1. Содержание курса

Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка юного спортсмена охватывает все то, что направлено на осмысление самой спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение значительных целей. Она имеет самое прямое отношение к формированию рациональных основ мотивации спортсмена, его волевой и специальной психической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, совершенствованию спортивного мастерства, а также тесно связана и с воспитанием физических способностей. Во всех этих отношениях существенное значение имеют два основных аспекта теоретической подготовки спортсмена: его интеллектуальное развитие и воспитание интеллектуальных способностей.

В комплексе знаний, которые составляют содержание интеллектуального развития спортсмена теоретическая подготовка должна рассматриваться как своеобразная база повышения технической, тактической и психологической подготовленности. Поэтому к преподаванию теоретического материала не должно быть формального отношения ни со стороны тренера, ни со стороны юного спортсмена. Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные теоретические знания на практике, т. е. в тренировочных занятиях и соревнованиях. На самом первоначальном этапе обучения юных спортсменов, что является одной из задач данной программы, тематика теоретической подготовки направлена на обучение основным правилам поведения и безопасности тренировочного процесса.

  1. Строение тела человека,
  2. Правила поведения в спортивном зале,
  3. Правила безопасного действия с предметами,
  4. Здоровый образ жизни – что это такое,
  5. Значение правильного выполнения упражнений.

Практическая подготовка.

Упражнения на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки (это пока не болезнь, а лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата). Главные причины: недостаточная двигательная активность, нарушение режима питания и отдыха, недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
       Неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удерживать осанку в правильном положении. Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке, должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу. Задачами данного раздела программы являются: формирование навыков правильной осанки, укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;  профилактика функциональной недостаточности стоп; укрепление мышц брюшного пресса.

В программу включены: упражнения в вертикальной плоскости, упражнения с удержанием предметов на голове, упражнения на равновесие, упражнения с предметами.

 Общая физическая подготовка.

Средствами ОФП служат общеразвивающие, строевые упражнения, подвижные игры. Особенностью общеразвивающих упражнений (ОРУ) является простота и доступность для данного возраста детей. Подбор упражнений, количество повторений, скорость выполнения регулирует нагрузку на организм ребёнка. Упражнения содействуют равномерному развитию мышц тела, являются эффективным средством  формирования правильной осанки, культуры движений.

Строевые упражнения формируют у детей умение выполнять построения, перестроения, простейшие способы размыкания, повороты на месте и в движении, изменение направления и скорости передвижения.

Подвижные игры являются важным средством двигательного развития ребёнка. Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. Овладевая новыми, более сложными движениями, в игре дети упражняются в их использовании, тем самым новое движение становится более знакомым и правильным.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место в зале.

Основные двигательные навыки:

  • Постановка корпуса стоя, сидя, устойчивость на одной ноге, на двух ногах на полупальцах («Деревце растет»). Работа над красивой постановкой головы, ощущением опущенности плеч. Выразительность мимики лица. Первоначальный характер движений – «отдыхательный» (полежать на спине, на животе, свернуться клубочком, покататься с боку на бок) с постепенным переходом к движениям, требующим мышечного напряжения.
  • Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника и мышц спины: лодочка, вытягивание поясничного отдела в положении сидя (дощечка), то же с ногами, согнутыми в коленях. Лежа на животе: прогибы назад в поясничном отделе позвоночника (стенка), то же в грудном и плечевом поясе позвоночника (крючок, лягушка, корзинка).
  • Упражнения на укрепление мышц пресса из положения лежа на спине: поднимание и опускание маленьких карандашей; поднимание и опускание ног в потолок (плавно, резко); упражнения: «Велосипед», «Ножницы», «Уголок», «Звездочка»
  • Выполнение знакомых упражнений в более быстром темпе, в различном темпе. Увеличение количества повторов движений. Увеличение силовой напряжённости движений.

Специальная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта), в данной программе - для гимнастики.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

• спортивная подготовка;

• профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние организма. Данная программа рассматривает специальную физическую подготовку именно в таком направлении.

Основные двигательные навыки:

  • Развитие координации –  умение управлять своими движениями, умение согласовывать свои движения с пространственными, временными и силовыми параметрами. Упражнения - симметричные движения рук и ног в одной плоскости, поочерёдные действия в одной плоскости, одновременные и поочерёдные движения в двух разных плоскостях, однонаправленные и разнонаправленные движения рук и ног.
  • Развитие равновесия - умение сохранять равновесие в статических позах, выполнять упражнения на динамическое равновесие. Упражнения - динамического характера (ходьба, бег, прыжки и др.), статического характера (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.).
  • Развитие гибкости - обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата ребёнка. Упражнения – потягивания, наклоны в разные стороны, выкруты, повороты туловища, поднимание ног в разные стороны. Упражнения для развития гибкости в плечевом поясе, в грудном отделе позвоночника, в поясничном отделе позвоночника.
  • Развитие силы – развивать умение преодолевать внешнее сопротивление, способствовать развитию мышечной силы. Упражнения - сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа); приседания на одной, двух ногах; подтягивание; наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги закреплены, руки за голову (или вдоль туловища), лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу, упор сидя, поднимание и опускание одной или двух прямых ног, попеременные движения ногами вверх—вниз («ножницы»).
  • Развитие ловкости – развивать умение действовать в изменяющихся условиях правильно и быстро, способствовать выполнению точных движений. Упражнения – задания соревновательного типа с предметами различной формы и массы (скакалкой, мячом, обручем); ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий, метание, игры в мяч, прыжки, лазание; применение необычных исходных положений, быстрая смена положений, изменение скорости или темпа движений, совместные упражнения вдвоем или небольшими группами.

Техническая подготовка (изучение техники гимнастических элементов)

     Изучение и совершенствование техники овладения двигательными действиями является реальным для данного этапа обучения. Программа предусматривает распределение базовых двигательных действий, дающих возможность охватить все множество движений, необходимых для обогащения двигательного опыта ребёнка.

Используемые в программе гимнастические элементы для развития гибкости:

Обучение гимнастическим элементам детей по программе направлено на развитие их гибкости. Достаточная гибкость суставно-связочного   аппарата    позволяет   сравнительно легко   выполнять    различные   движения    с   наибольшей   быстротой,    выразительностью  и  эффективностью. Упражнения,    развивающие   гибкость,   одновременно   укрепляют      суставы,

упрочняют   связки     и   мышечные   волокна,    повышают   эластичность   мышц,    их способность      упруго    растягиваться,     что   также   является   весьма   действенным   средством   предупреждения   мышечных   травм.   

  • “Лягушка” -  упор лежа прогнувшись на животе, стопы ног касаются головы (руки прямые).
  • «Складка» - сидя, ноги вместе, носки натянуты, наклон к ногам, руки вытянуты вдоль ног.
  • Группировка - сидя, ноги согнуты в коленях, пятки ближе к тазу, руками обхватить колени; лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руками удерживать колени, голова приподнята.
  • Перекаты – в положении группировки, выполняются вперед, назад и в сторону лежа на спине, из положения сидя, затем из упора присев.
  • Шпагат - упражнение на растяжение мышц ног (продольный правый и левый шпагат, поперечный шпагат).
  • Стойка на лопатках - выполняется   из положения лёжа на полу, сидя на полу в группировке и из упора присев перекатом назад. 
  • Мост - выполняется из положения лёжа на спине.

Хореографическая подготовка. Музыкально-двигательная подготовка.

 Хореографическая и музыкально-двигательная подготовка является неотъемлемой частью подготовки юных гимнастов. Она способствует развитию всех групп мышц организма, развивает у ребёнка чувство координации движений, ориентации и размещения в пространстве, навыки выразительного исполнения движения.

     Хореографическая и музыкально-двигательная подготовка по программе включает разделы:

     «Игроритмика» для развития чувства ритма занимающихся, позволяет свободно, красиво и координационно правильно  выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру, ритму темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласований с музыкой, музыкальные задания и игры.

     «Игротанцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как народный, современный и ритмический танцы.

     «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы гимнастических движений и упражнения стрейчинга, выполняемые в сюжетной игровой форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции.

     «Пальчиковая гимнастика» – служит основой для развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения  обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на мышление, развивают фантазию.

     «Музыкально-подвижные игры». Упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, соревнования.

                           Основные двигательные навыки:

  • Ходьба: различные виды шагов со сменой темпа, ритма, характера, с носка, с пяточки, топающий, с высоким коленом, на полупальцах, с хлопками, с различными положениями рук (на поясе, «полочка», за спиной). Различные виды шагов с одновременной работой рук, корпуса, головы.
  • Притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой, удары подушечкой стопы, удары пяткой. Равномерные удары по три с паузой на «4». Притопы вокруг себя на 360º. Притопы с продвижением в сторону, вперед.
  • Бег: в продвижении, на месте с высокими коленями; он же с захлестыванием назад (пятки по ягодицам); он же с выбрасыванием прямых ног вперед.
  • Прыжки: высоко вверх, вытягиваясь в струночку на двух ногах; поочередно с ноги на ногу.
  • Выставление ноги вперед на пятку. Приставные шаги в сторону (просто, с приседанием, с ударом).
  • Подскоки в продвижении, на месте. Прямой галоп.
  • Развитие образного восприятия: изображаем елочку, ветерок, лебедя, воробышка, гнома, великана, часики, капельки, мячики.
  • Хлопки: звонко, весело, тихо, мягко, ладонь о ладонь, перед собой, по плечам, по коленям, в различном темпе и ритмическом рисунке. Темп музыки, ускорение, замедление. Музыкальное вступление. Начало и конец музыкальной темы. Связь начала движения с музыкальной фразой. Ритм и ритмический рисунок на хлопках. Бег и прыжки в сочетании по принципу контраста.
  • Постановка корпуса стоя, лежа, сидя. Изучение позиций ног (1,2,3), подготовительного положения рук, позиций рук (1,2,3). Исполнение движений по принципу контраста: напряженные – расслабленные. Красивая посадка головы: играем в принца и принцессу (на голове драгоценная корона, держать голову так, чтобы корона не упала). Работа над выразительностью мышц лица.

Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях, открытые уроки для родителей.

Основная задача открытого урока для родителей – показать чему научились их дети на занятиях, познакомить с содержанием программы, показать методические приёмы тренеров, работающих с детьми.  Открытый урок для родителей должен продемонстрировать, какие сдвиги в показателях физического развития, умениях и навыках произошли у детей по сравнению с началом обучения.

Программа предусматривает проведение открытых уроков с детьми для родителей в середине учебного года (январь, февраль) и в конце учебного года (май).

Проведение соревнований  включает в себя тестирование детей внутри группы по контрольным нормативам, включённым в программу. Тестирование проходит в процессе занятия: в начале обучения (октябрь), в середине обучения (январь), в конце обучения (апрель) по индивидуальному плану тренера.

Участие в показательных выступлениях планируется тренером группы и может включать в себя:

  • Участие в показательных номерах на внутришкольных соревнованиях отделений школы,
  • Показательные композиции на открытых уроках для родителей и работников школы.
  1. Список литературы
  1. Дополнительная общефизкультурно-спортивная общеразвивающая  программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-7 лет.  Авторы-составители: Колпакова Н.В., Шушкина  И.В., Данильева  И.П., г. Петрозаводск, 2015.
  2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М., 2000. - 88 с.
  3. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
  4. В.В. Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд. М. ВЛАДОС, 2013.
  5. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г.
  6. Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). - Москва., Изд. Регион, 2000.
  7. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.
  8. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области (тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых и студентов). Челябинск, УралГАФК, 2000.
  9. Корсаков В.П. Физическая подготовленность школьников общеобразовательных школ московского региона // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в школах спортивного профиля: Материалы докл. III межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 199 Ч. 2. С. 17-21.
  10. Матухин. А.К. Интегральная оценка физической подготовленности как Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.
  11. Основа формирования двигательных потребностей школьников // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в школах спортивного профиля: Материалы докл. IV межвуз. науч. - практ. конф. - Чайковский: ЧГИФК, 2000.- С. 103-104.
  12. Л. В. Останко. Оздоровительная гимнастика для дошкольников. – СПб., 2006.
  13. Л. В. Останко. Развивающая гимнастика для дошкольников. – СПб., 2006.
  14. Е. Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». «Творческий центр» Москва 2006.
  15. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство – ПРЕСС», 2000.